Дизайн "на шару", или как судят победителей

(руководство для всех желающих)

Это статья о тендерах и о тех, кто их любит.

С юридической точки зрения, тендером считается публичный конкурс. С точки зрения филологической, тендер (англ. tender , от tend – обслуживать) – это прицепная часть паровоза для хранения запасов воды, топлива и размещения вспомогательных устройств. В этом определении заложен потаенный смысл, о котором ниже.

Под конкурсом подразумевается соревнование между его участниками на лучшее выполнение работы или достижение иных результатов за заранее определенную награду победителя. Причем, заметим особо, эта награда может быть как материальной (единоразовый денежный приз, получение выгодного долгосрочного контракта, размещение заказа), так и нематериальной (“лавры славы”), в связи с чем тендеры можно разделить на оплачиваемые и неоплачиваемые .

Тендер может быть открытым, когда организаторы конкурса предлагают принять участие в конкурсе всем желающим с помощью объявления в печати или других средствах массовой информации – телевидение, Интернет, - либо закрытым, когда предложение принять участие в конкурсе направляется определенному кругу лиц по выбору организаторов конкурса. Открытые тендеры, как правило, проходят со стадией предварительного отбора, когда организаторы объявляют о неких требованиях (в том числе и квалификационных), предъявляемых к желающим участвовать в конкурсе. Этот момент важен в первую очередь для самих организаторов, поскольку бывали прецеденты, когда победитель конкурса не обладал необходимыми ресурсами или опытом для выполнения всего проекта. Когда речь идет о закрытых тендерах, само собой разумеется, что участники квалифицированы.

Из этих принципиально разных делений вытекают различные требования к участникам и различные для них же последствия. Поэтому, прежде чем принять участие в тендере, удостоверьтесь, к какому типу он относится и как именно охарактеризовал (и охарактеризовал ли!) его сам организатор.

Первый документ, по которому можно судить о тендере, это его письменное объявление. Здесь стоит заметить, что неграмотно составленное объявление о конкурсе чревато не только для участников, но и для организаторов тендера, поскольку в дальнейшем оно может являться причиной конфликтов, обид и судебных исков.

Объявление должно содержать:

описание существа задания;
место, срок и порядок представления работ;
четкие критерии оценки работ;
порядок и срок объявления результатов конкурса;
форму и размер награды.

Если один из вышеперечисленных пунктов в объявлении отсутствует, это уже повод задуматься над тем, стоит ли участвовать в таком конкурсе.

Во-первых, бывают ситуации, когда заказчик уже во время прохождения тендера понимает, что он “погорячился” и что никакой тендер ему собственно не нужен. Дальше возникает здоровое желание спустить все мероприятие “на тормозах”. Если объявление сформулировано туманно, этот вариант вполне возможен. Другое дело, когда все четко определено – тогда отвертеться сложнее.

Во-вторых, из личного опыта скажем, что особо значимым является пункт, описывающий критерии отбора победителей (часто он сформулирован расплывчато или его вовсе нет). Хорошо, если критерии отбора являются объективными (самая дешевая рекламная кампания, самое быстрое время ее воплощения и т.п.), но почти всегда, когда речь идет об оценке сложных результатов дизайнерских конкурсов, победители субъективно определяются организатором по принципу “нравится – не нравится”. Если же этот тендер еще и относится к категории “битва за заказ”, то есть является неоплачиваемым в прямом смысле слова, то победа в нем мало реальна.

Такой конкурс, который, как правило, объявляется крупными рекламодателями, – изначально игра без победителей или с уже известным победителем. Заказчик определился в своих пристрастиях и нашел партнера – рекламное агентство, дизайн-бюро – для осуществления проекта, но перед тем, как начать, хочет познакомиться с различными подходами специалистов к решению поставленной задачи, проверить компетентность партнера, а потом, объявив, что ни один из участников не соответствует его требованиям и «поднасобирав креатива», приступить к плодотворной работе. Дальнейшая схема проста и тривиальна - мастерски компилируются предложенные участниками тендера мысли, и рекламная концепция осуществляется без каких-либо серьезных затрат. В этом случае дизайнер, даже если он уверен, что победила именно его идея, будет очень долго доказывать это не выбравшему его заказчику.

Многие рекламисты и дизайнеры могут похвастаться печальным опытом в этом отношении. Если организатор не считает должным внести в объявление о проведении тендера пункт, что он обязуется не использовать неоплаченные творческие разработки, представленные на конкурс, и возвратить участникам тендера работы, не удостоенные награды, вы имеете шанс прочувствовать, что такое плагиат “на собственной шкуре”. Целью этой статьи не является упоминание конкретных имен, хотя мы можем привести достаточно длинный список местных “серьезных” фирм-плагиаторов – производителей стирального порошка, моющих средств, вино-водочных изделий и т.п. – активно организующих такого рода конкурсы.

В утешение “обокраденных и обманутых” заметим, что дизайнерские разработки являются полноценным объектом авторского права, а по закону, как только появляется объект авторского права, зафиксированный в какой-либо объективной форме (на бумаге, дискете, видео- или аудиопленке и т.д.), так сразу же вместе с ним рождаются и все авторские права, причем никакого формального действия (регистрации, утверждения, сертификации и др.) не требуется. Действенность закона Украины “Об авторском праве и смежных правах” подтверждается на практике все чаще и чаще. Закон на стороне авторов, нужно только не бояться им воспользоваться, и, хотя это процедура достаточно длинная и муторная, многие адвокаты охотно берутся за такие дела (конечно, если речь идет о конкурсах, организованных крупными компаниями), потому что они, как правило, выигрышны.

И, наконец, наиболее важным моментом является то, как будут разворачиваться события в случае вашей победы, поскольку, в отличие от спорта, в тендере все-таки важна победа, а не только участие.

Если итогом тендера является не выплата денежного приза, а получение долгосрочного заказа, рекомендуем еще до начала участия в тендере ознакомиться в проектом договора, по которому будет выполняться заказ. Вполне возможно, что если заказчик не желает говорить о проекте договора, то он относится к разряду “сам не знает чего хочет” или условия договора могут быть чересчур жесткими и неинтересными. Тогда само участие в конкурсе не имеет смысла.

Начинающий дизайнер - не значит неграмотный, а, скорее, неопытный, - надеясь на твердое слово заказчика, охотно идет на участие во всевозможных конкурсах, старается изо всех сил и вне зависимости от своего профессионального уровня … не побеждает. Такая ситуация может повторяться от раза к разу, и дело совсем не в «плохости» дизайнера. Просто в нашем обществе сложилась определенная устойчивая схема организации тендеров, которая радикально отличается, естественно, не в лучшую сторону, от мировой практики. Например, если Пентагон объявляет закрытый тендер на разработку нового сверхзвукового истребителя и приглашает участвовать в нем определенные фирмы-разработчики, то, вне зависимости от того, является ли тендер оплачиваемым или неоплачиваемым, они проявляют рвение и активность. Во-первых, намерения организатора не вызывают сомнений с точки зрения серьезности, во-вторых, сумма потенциального заказа стоит того, чтобы за нее побороться, и даже если исполнитель потратит несколько миллионов долларов на воплощение пилотного экземпляра, он уверен, что в случае победы, суммы проекта будут измеряться в миллиардах, то есть возможные прибыли могут быть на порядок выше, чем нынешние затраты. И, в –третьих, самое важное, что независимо от того, победит или нет участник, его работа строго охраняется законом об авторском праве и не подлежит использованию без его ведома.

Возвращаясь к началу нашей статьи, можем сказать, что старый анекдот на тему “хорошее дело “браком” не назовут” можно смело перефразировать в отношении тендера. Дискредитация тендеров является свершившимся фактом, и для того, чтобы изменить это мнение, будущим организаторам тендеров придется очень и очень постараться. Поэтому, если у вас есть свободные ресурсы, время и желание, а, главное, вы твердо уверены в порядочности заказчика и в том, что призовой фонд или бюджет будущего проекта с лихвой покроет все ваши нынешние издержки или обеспечит на длительный срок работой вас и ваших сотрудников, то, безусловно, есть резон участвовать и побеждать в тендере. Если же смутные сомнения развеять не удается, сэкономьте время и силы – будет еще много интересной и оплачиваемой работы.

Авторы:
Ольга Громова, директор по развитию бизнеса
Александр Громов, креативный директор