10 советов, как сделать и раскрутить хороший сайт

(Журнал 'Украинский Туризм' номер 2, 2006 год.)

Статья подготовлена сотрудниками студии Web-дизайна FloMaster®

В последнее время происходит активное освоение интернет-пространства, ставшее сегодня наиболее эффективным звеном между поставщиков информации и потребителем. Многие компании вступили в серьезную конкуренцию в борьбе за клиента. И начинается эта борьба с сайта.

Чтобы ваш сайт смог пробиться сквозь тысячи аналогичных конкурирующих сайтов, требуется провести предварительную серьезную: от текущего маркетингового анализа рынка до выработки перспективной интернет-стратегии, ее развития и самое главное - правильной реализации.

В данной статье приведены основные советы, которые помогут сделать качественный и надежный сайт, способный привлечь новых партнеров и клиентов.

Совет 1: Цели создания сайта

Цели создания сайта могут быть разными. От представительства в сети до перевода части бизнеса в виртуальное пространство. Их можно охарактеризовать следующим образом:
- имиджевое представление компании;
- представление товара и/или услуги (без продвижения бренда);
- отражение деятельности компании в сети;
- поиск новых клиентов с помощью сайта.

Правильное определение целей важно для определения трудозатрат, финансовых вложений, и сроков работ по созданию проекта.

Совет 2: Не доверяйте создание сайта непрофессионалам

Для некоторых руководителей и менеджеров с высшим техническим образованием существует большой соблазн сделать сайт самостоятельно или доверить его разработку своим знакомым, студентам, сыновьям и т. п. Со стороны все выглядит достаточно просто: берем пару картинок, веб-редактор, немного терпения - и сайт готов. Но, к сожалению, обычно результат довольно плачевен. Во-первых, сайт крайне трудно сделать одному. Во-вторых, со "своим" человеком взаимодействовать на профессиональном уровне трудно. С одной стороны, если его работа не нравится, об этом надо сразу говорить, а с другой - хорошего знакомого критиковать неудобно.

Разработка сайта - достаточно трудоемкий процесс, требующий усилий профессионалов: дизайнера, менеджера, программиста, верстальщика, контент-менеджера. Таким образом, единственный путь создания качественного сайта - это привлечение к работе студии веб-дизайна.

Совет 3: Продумайте структуру сайта

Вопрос, что размещать на сайте, остается в компетенции заказчика, поскольку именно он ориентируется в специфике своего бизнеса, продукции и услугах. После этого формируется "дерево" сайта, представляющее собой стандартную структуру, где "веточками" обозначены разделы, а "листиками" - страницы.

"Дерево" сайта дает неоспоримые преимущества:
- без него не обойтись при построении навигации. Действительно, разработчику будет лучше видно в каком объеме и на какого рода информацию должны ссылаться кнопочки, элементы меню, ссылки;
- по "дереву" сайта разработчик сможет подсчитать стоимость важных этапов работы.

Совет 4: Техническое задание

Все замыслы по оформлению обозначаются в "Техническом задании на разработку веб-сайта", далее - ТЗ. Строго говоря, он должен регламентировать все отношения с разработчиком, т. е. содержать требования по дизайну, навигации, способам представления информации, срокам и объемам работ каждого этапа. Это позволит избежать возможные конфликты.

Однако не все можно описать в ТЗ. Многие идеи по сайту создаются самим разработчиком, так как он в некоторых вещах разбирается лучше заказчика. Поэтому окончательный вариант ТЗ вырабатывается уже совместно, но лучше утвердить и подписать документ до начала конкретных работ.

До того как выбрать студию веб-дизайна необходимо подготовить те части ТЗ, которые можно сделать самостоятельно:
- цели создания сайта;
- свои предложения по дизайну;
- требования по навигации;
- схематичное "дерево" сайта;
- необходимость наличия интерактивных элементов, таких как анкета, форма заказа, форум, доска объявлений и т. п.

Совет 5: Поиск студии веб-дизайна

Выбор студии - это самостоятельная и очень важная задача. Дело в том, что рынок создания сайтов очень молодой (6-8 лет), и соответственно интернет-студиям было предоставлено довольно мало времени для создания своей репутации. В любом случае, стоит поинтересоваться:
- где расположен офис студии (лучше познакомиться с разработчиком на его территории);
- как она заключает договор, есть ли порядок безналичных расчетов и т. п.;
- где размещает готовые проекты;
- насколько оперативно осуществляется дальнейшая информационная поддержка сайта;
- в состоянии ли студия зарегистрировать домен (символьное имя сайта);
- как разделены обязанности исполнителей в студии, как осуществляется работа над проектом.

Если речь не заходит об утверждении ТЗ, то стоит проверить, не означает ли это, что потенциальный исполнитель не в состоянии оценить объем работ. Также не лишним будет внимательное изучение портфолио (уже готовых работы) студии - если в нем присутствуют только домашние страницы и собственные проекты студии, значит, студия еще не делала корпоративные сайты, и на клиенте будут учиться. В том случае, если заказчику предлагают сделать сайт менее чем за 300 долларов, нужно поинтересоваться, за счет чего такая низкая цена. Даже для небольшой студии такой проект будет нерентабельным.

Определиться с исполнителем тоже непросто, т. к. сайт - вещь во многом субъективная (отзывы на одну и ту же работу могут быть диаметрально противоположными). В данном случае необходимо, чтобы вкус заказчика совпал с виденьем дизайнера и стилем работы команды разработчиков. Отметим, что существуют профессиональные студии, которые работают в узкой направленности: создание развлекательных сайтов, интерактивных заставок и т.п.

А теперь важный момент. Известно, что чем больше и "раскрученней" студия, тем дороже работа ее специалистов. Если большие затраты на создание сайта не входят в планы заказчика - нужно искать среднюю по размерам студию, у которой издержки на производство меньше. Например, если за сайт "большая" студия возьмет около 2000 долларов, то средняя - 800-1200. В приведенных цифрах не действует принцип "чем дороже - тем лучше". Хотя, если руководство хочет блеснуть перед партнерами, что, мол, мой сайт делала звездная студия, можно заказывать у них. Выбирает заказчик!

Совет 6: Сроки и этапы работ

Необходимо чтобы менеджер студии определил этапы работ, сроки (так называемый календарный план), а также окончательную сумму проекта. В ТЗ должно остаться как можно меньше спорных моментов. Даже если заказчик не собирается подписывать договор, подписать техническое задание все-таки стоит.

Совет 7: Создание дизайна

Обычно первым этапом работы будет дизайн. Он является определенным компромиссом между тем, как представляет сайт дизайнер, и тем, как его представляет заказчик.

В любом случае необходимо добиться такого варианта, когда дизайн заказчику полностью нравится. Чтобы найти общий язык с дизайнером и менеджером проекта, компания-заказчик обычно показывает свои рекламные материалы, визитки, буклеты и прочее.

В процессе работы не нужно стесняться высказывать свои замечания по дизайну. Однако не стоит слишком давить на дизайнера - как правило, у него есть своя концепция и при значительных изменениях она может "развалиться". Очень часто приходилось слышать от недовольного дизайнера: "Еще одно замечание - и можно все начинать заново".

Совет 8: Сайт должен легко корректироваться

После утверждения дизайна и предоставления контента (текстовое и графическое наполнение), идет "верстка". Верстальщик "оживляет" макет: заставляет работать кнопки, меню, готовит место для текстов.

На этом этапе важно, чтобы верстальщик сделал сайт, который можно легко корректировать: дополнять и убирать разделы (страницы) и т. п. Если предполагается, что материалы на сайте будут обновляться и добавляться довольно часто, то следует сказать об этом верстальщику (и дизайнеру), потому как некоторые студии делают красивые во всех отношениях сайты, но при добавлении страницы или раздела начинают возникать проблемы. Необходимо, чтобы студия продемонстрировала, как следует выкладывать на сайт новости, информацию по товарам, обновлять прайс-лист. Все эти механизмы должны работать без сбоев, что облегчит в дальнейшем работу заказчику или веб-мастеру.

Совет 9: Перед запуском сайта его нужно протестировать

На новом сайте всегда найдутся ошибки и опечатки, поэтому, чтобы их выловить, проект выкладывается в интернет в тестовом режиме. Теперь можно почитать материалы, пройтись по всем кнопочкам, проверить заголовки страниц. Очень полезно попросить своих знакомых и коллег посмотреть на сайт свежим взглядом. Документируйте найденные ошибки и присылайте студии. Перед запуском сайта все должно работать. После исправления ошибок разработчик окончательно выкладывает сайт в интернет.

Совет 10: "Раскрутка сайта"

Для того чтобы на сайт заходили пользователи, его необходимо хорошо "раскрутить". Суть этой процедуры заключается в выполнении следующих операций:
- изучение частых поисковых запросов на наиболее популярных поисковых серверах;
- подготовка страниц на сайте таким образом, чтобы эти "часто запрашиваемые фразы" встречались постоянно;
- регистрация сайта в поисковиках и как можно большем числе различных каталогов.

Операции эти понятные и несложные. В принципе, их может выполнить любой человек. Но раскрутка требует времени. Специалисты, работающие в студии, используют специальные программы для более быстрого сбора подготовительной информации и анализа результатов работы. Поэтому надо лишь определиться, что для него дороже - время или деньги.

Как вывести свой сайт на первое место в ведущих поисковых системах? На работу с поисковыми системами стоит потратить максимальные силы и время. Желательно ориентироваться на основные из них: Google, Яндекс, Рамблер, Апорт, Bigmir, Meta. Посетители поисковиков наиболее целевые. Задача-максимум для сайта - попасть на первые места в поисковике по большинству тематических запросов. Однако конкуренция между аналогичными фирмами в интернете очень высокая, и добиться этого непросто.

Есть два возможных пути: оптимизация сайта для поисковиков или размещение в поисковиках платной контекстной рекламы под определенные словосочетания, которые задают пользователи. В идеале их стоит совмещать, добавляя платную рекламу по тем направлениям, на которых не удалось добиться хороших результатов путем оптимизации.

Проще всего пойти по второму пути и разместить платную рекламу. В этом случае нужно составить текст объявлений, выбрать запросы, под которыми будет появляться реклама и ее вид. Возможные варианты: баннер плюс текстовое объявление. Последнее, как правило, работает лучше. В поисковых системах Рамблер и Яндекс объявление можно разместить в середине страницы с результатами поиска. При этом оплата будет за демонстрацию этого объявления. За тысячу показов - от $18 до $48. На украинской поисковой системе Metа эта же тысяча показов стоит $50. В системе Bigmir цена "клика" на вашем объявлении начинается от $0.1. Тут действует так называемая аукционная система: у кого поставлена большая ставка, у того объявление находится выше.

На этих поисковиках существует система, которая позволяет бесплатно получить статистику количества запросов для планирования рекламной кампании, что очень облегчает работу в дальнейшем. Необходимо сделать оптимизацию сайта для поисковиков. Этот путь менее надежный и более долгий, однако он дает более долгосрочный эффект и в итоге может оказаться существенно дешевле. Его недостатки - невозможность гарантировать какой-либо результат и длительность процедуры оптимизации. Поисковые системы постоянно борются с оптимизаторами и изменяют свой алгоритм, поэтому позиции сайта в поисковой системе по различным запросам будут регулярно меняться.

Самый хороший вариант - если сайт оптимизируется для поисковиков еще при его создании веб-студией. Так проще всего учесть все тонкости оптимизации при построении архитектуры сайта. Если стоит задача оптимизации уже существующего сайта, можно попытаться сделать все самостоятельно или обратиться к профессиональным оптимизаторам. Здесь следует быть осторожным. Методы, которыми оптимизируется сайт, могут быть легальными и не совсем легальными. Последние активно пресекаются поисковыми системами и ваш сайт может быть исключен. В итоге кратковременный успех обернется большой головной болью. Серьезная работа по оптимизации стоят не менее $500.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Надеемся, что данная статья поможет многоуважаемым Заказчикам в нелегком деле при подготовке создания сайтов.


Реклама: