Создание сайта для турфирмы

(Журнал 'Украинский Туризм' номер 1, 2006 год.)

Статья подготовлена сотрудниками студии Web-дизайна FloMaster®


На сегодняшний день происходит интенсивное освоение интернет-пространства, как оного из самых демократических и относительно недорогого способа прямого взаимодействия фирмы на клиента. По статистике, интернет-аудитория представляет собой обеспеченную часть населения, и многие существующие и возникающие компании ведут интенсивную конкурентную борьбу за интернет-клиента. Эта борьба начинается с сайта - вашего представительства в сети интернет. С этого номера журнала мы начинаем публиковать ряд статей, которые, надеемся, помогут разобраться вам во всем что связано с сайтом для турфирмы.

Рано или поздно, перед руководителями турагентств встает вопрос: действительно ли нашей компании нужен сайт, и если да, то зачем и какой? К разработке сайта необходимо подходить взвешенно и продуманно.

За много лет работы в сфере создания сайтов мне приходилось общаться с немалым количеством руководителей именно турагентств. Довольно редко приходилось сталкиваться со скептическим отношением к созданию сайта и рекламы в интернете. Хотя были и исключения - парадокс здесь заключается в том, что если вы не верите в пользу интернета в целом, и интернет-рекламы в частности, то у вас, скорее всего, ничего и не получится. В данном случае к созданию сайта отношение будет достаточно прохладным: ну сделаем сайт, и пусть будет. В лучшем случае дадим рекламу на поисковых системах, пару месяцев пусть она там повисит, а там посмотрим - пойдет или не пойдет. Безусловно, таким образом, вы привлечете к себе какое-то количество туристов, но значительного прироста, скорее всего, не будет. Подумайте, может быть, это не ваше? Ведь сотни фирм существуют благодаря другим факторам - удобное расположение офиса в городе, реклама в СМИ.

На самом деле, те кто действительно верит в интернет, на сегодняшний день добились значительного успеха. Они постоянно изобретают что-то, делающее сайт более удобным, привлекательным, придумывают новые функции и возможности своего интернет-ресурса. Регулярно экспериментируют с рекламой в интернете, пробуют различные рекламные площадки - поисковые системы, каталоги, тематические порталы. Они внимательно следят за статистикой посещений собственного сайта, многие устанавливают специальные системы, которые позволяют отслеживать: кто, откуда, и по каким словам (запросы на поисковых системах) пришел на сайт. За все это (поддержку, усовершенствование, развитие сайта, рекламу), конечно, приходится тратить определенную долю рекламного бюджета. Здесь суммы, которые тратятся за месяц, могут доходить до стоимости самого сайта. Однако, если деньги вкладывают - значит это окупается. Таким образом, если вы готовы последовать их примеру, тогда в добрый путь! Если у вас все получится, то вас ждет серьезная прибавка к бюджету вашей компании - десятки и даже сотни туристов в месяц которые пришли через интернет-сайт к вам в офис.

Итак, вы приняли решение, что сайт вам необходим. Следующий вопрос, который возникает у всех: кому доверить создание сайта? Здесь мое мнение таково: создание сайта стоит доверить только профессиональной студии. В дальнейшем часть работы по его поддержке и развитию можно возложить на вашего штатного или внештатного сотрудника (каким в свое время, будучи еще студентом, был и автор этой статьи в одной из крупных туристичеких компаний). В случае незначительных изменений, таких как добавление горящих предложений, фотографий и описания новых отелей, так получится оперативнее и дешевле. Глобальные изменения на сайте, конечно, должны делать те, кто сайт создавал изначально. На сегодняшний день возможен и вариант, когда на ресурсе создана так называемая система управления содержимым (контентом) сайта - CMS или Content Management System. С помощью этой системы, позволяющей менять содержимое, сотрудники турфирмы, не владеющими никакими навыками работы с web-программами, могут добавлять новые разделы, предложения с ценами, фотографии и многое другое, одним словом - просто управлять содержимым сайта.
Работу по продвижению сайта необходимо доверить только профессионалам, особенно ту часть, которая связана с регистрацией в поисковых системах, каталогах и оптимизацией сайта для них. Ведь посетители из поисковых систем - самые ценные для вас, и при удачных результатах совершенно реально привлечь оттуда сотни заинтересованных посетителей в день.

При выборе компании - разработчика сайта обязательно обратите внимание на наличие у нее успешных реализованных проектов именно в туристической тематике. Наличие опыта работы в этой сфере позволит существенно упростить, ускорить и удешевить процесс создания сайта, так как у студии веб-дизайна есть уже много отдельных готовых стандартных модулей.

Если вы представляете туристическое агентство, работающее по многим направлениям, то, скорее всего, ключевым модулем вашего сайта будет база предложений туроператоров. Конечно, существует достаточно сайтов турагентств, ограничивающихся только перечислением предлагаемых стран и приглашением звонить в офис, но привлечь туриста таким образом довольно сложно. Ведь странно будет видеть интернет-магазин, в котором товары представлены без цен. Для представления на сайте предложений туроператоров можно использовать системы поиска и бронирования туров. Сейчас уже сложно удивить кого-то просто поисковиком по предложениям туроператоров. Такую функцию имеют многие сайты турагентств. Недостатком такого метода является жесткая стандартизированность этого раздела. Вы никак не сможете повлиять на внешний вид формы подбора тура, не сможете добавить в список найденных туров какую-то дополнительную информацию. В основном такие разделы выглядят как не слишком привлекательные. Поэтому если вы хотите как-то разнообразить свой сайт, то есть смысл работать с компанией, которая сможет интегрировать базу предложений туроператоров с остальными функциональными возможностями сайта. Данные функции, безусловно, будут нужны. Вам необходимо чем-то завлечь клиента, чтобы из сотни сайтов с одинаковыми ценами он выбрал именно вас.

Очень важно видеть при этом сайт глазами туриста. Вы должны понимать, что бы он хотел видеть на сайте фирмы, в которой планирует купить путевку? Какая информация для него помогла бы сделать правильный выбор? В данном вопросе не может быть каких то стандартных ответов. Ваша задача, как и в любом другом виде рекламы, - выделиться! Ведь цены и туры на сайтах большинства турагентств одни и те же. Вы должны сделать все, чтобы турист остался на вашем сайте и позвонил именно вам. Для этого необходимо включить воображение: можно, например, разместить на сайте в дополнение к поиску туров советы по выбору отеля, рекомендации ваших менеджеров о море, рыбах, о том, что необходимо взять в дорогу и т.д.

Очень важной функцией вашего сайта должна быть обратная связь с посетителями и вашими клиентами. Есть смысл разместить на сайте гостевую книгу или форум, в котором посетители могли бы задавать вам вопросы. Причем за форумом обязательно нужно следить, чтобы вовремя отвечать на вопросы, а так же удалять нежелательные сообщения или спам. Для поддержания контакта с постоянными клиентами можно организовывать для них на сайте различные конкурсы и викторины с призами.

Ваш сайт обязательно должен производить яркие впечатления, а так же ни кого не должно возникать сомнений в его регулярном обновлении. Именно поэтому многие фирмы уделяют большое внимание дизайну, а так же размещают на главной странице новостную колонку. Посетитель должен видеть, что сайт работает, за ним следят, его регулярно обновляют. Здесь можно немного схитрить - даже если у вас будет меняться только новость на главной странице, посетитель будет считать, что вся представленная на сайте информация актуальна. Так же сайт обязательно должен быть удобен в пользовании. Турист должен сделать минимальное колличество кликов для нахождения необходимой информации. Обязательно сделайте на вашем ресурсе (если у вас более 30-ти страниц) карту сайта - на которой, как в оглавлении книги, показаны все разделы и подразделы. Иначе пользователю может надоесть поиск информации на вашем ресурсе, и он просто закроет его. Конечно, грамотное построение интерфейса сайта, интуитивно понятного посетителям, стоит недешево, но оно может существенно улучшить соотношение между посетителями и покупателями на сайте.

После создания сайта очень важно следить за всеми упоминаниями о вашей фирме в интернете, что бы не попасть под черный PR. Какой-нибудь один недовольный турист, хорошо знакомый с интернетом, может очень сильно подпортить репутацию вашей компании оставив негативные отзывы в форуме или доске объявлений. Особенно это касается форума на вашем собственном сайте. Именно поэтому старайтесь давать аргументированные и четкие ответы на негативные отзывы или вопросы. Простое удаление сообщений вряд ли можно считать эффективным способом борьбы за репутацию вашей фирмы. Удаленное сообщение может всплыть еще на нескольких форумах, и реакция пользователей интернета будет еще более негативной.

Теперь мы подошли к основному вопросу: во что же обойдется создание сайта? Такой вопрос часто задается мне по телефону, на что ответить довольно сложно не видя технического задания. Это все равно что спросить: а сколько стоит машина ? - но ведь все машины разные ! - ответите вы и будите правы. Поэтому прежде чем задавать такой вопрос составьте ТЗ сами, или обратитесь к людям кто может это сделать. Это сэкономит вам в дальнейшем много времени и денег, т.к. вы сможете разослать его по студиям веб-дизайна, которые вам понравились по уже готовым работам и получить от них цены на разработку.

Ниже приведены ориентировочные цены на создание различных сайтов в Украине. Они могут значительно отличаться в других городах, но для Киева зависимость где то похожа.

Сайт для туроператора. Это многофункциональный, очень сложный сайт основанный на базах данных. Дизайн здесь в основном среднего уровня, т.к. он не является главным. Главное здесь - очень хорошо продуманный интерфейс и быстрый доступ турагенств к базе данных. Обновления на данном ресурсе могут происходить каждую минуту. Содержит более 1000 страниц. Его поддержкой обязательно должно заниматься 1-2 человека (в основном системный программист + помощник). Стоимость такого проекта составляет около $ 3000 - 10000.

Сайт для крупного турагентства
. Это тоже многофункциональный, довольно хорошо продуманный сложный сайт основанный на базах данных. На нем установлена система управления контентом. Обновления предложений происходят каждые 10-20 минут. Содержит около 1000 страниц информации. Его поддержкой занимается в основном системный программист. Стоимость такого проекта составляет около $ 1000 - 3000.

Сайт для среднего турагентства. Данный сайт в основном делают без базы данных. Возможна установка система управления контентом. Дизайн здесь играет большую роль - стараются сделать его более красочным и запоминающимся. Обновления предложений делают сами сотрудники фирмы по каждому из направлений, просто закачивая на сайт свои предложения в файлах экселя. Содержит 100 - 300 страниц информации. Стоимость такого проекта составляет $ 500 - 1500.

Сайт для маленькой турфирмы. Это сайт на котором содержится контактная информация. Имеет запоминающийся дизайн. В основном это статичный ресурс, на нем возможна установка системы закачки прайс-листов. Содержит 10 - 20 страниц информации. Стоимость такого проекта составляет $ 300 - 500

Планируя затраты на интернет, нужно понимать, что для достижения реального эффекта вам придется ежемесячно тратить на поддержку и рекламу сайта суммы, сравнимые со стоимостью его создания.

Подводя итоги, хочется пожелать вашему сайту занять достойное место в списке успешных туристических интернет-проектов. Подходите к процессу создания сайта творчески и не забывайте продумать любые мелочи. Очередь туристов в вашем офисе будет лучшей наградой!


Реклама: