Юзабилити, или виртуальное лицо страны

(Журнал 'Украинский Туризм' номер 5, 2007 год.)

Статья подготовлена сотрудниками студии Web-дизайна FloMaster®

В настоящее время, развитие такой отрасли современной IT-индустрии, как разработка сайтов, или просто веб-дизайн, привело к появлению определенных стереотипов разработки визуального и функционального наполнения ресурсов. В этой статье речь пойдет о том, как сделать сайт удобным для посетителя, и почему многие солидные отечественные Интернет-ресурсы не отвечают элементарным основам юзабилити.


Новое для многих словом юзабилити (с англ. usability), обозначает свод определенных признаков, который определяет, насколько интерфейс сайта (его оболочка), легок для пользователя.

У юзабилити есть несколько основных составляющих:
1) Обучаемость: насколько легко пользователь, зайдя на новый сайт, может выполнить основные задачи в незнакомом интерфейсе.
2) Эффективность: насколько быстро пользователь после ознакомления с дизайном сайта сможет выполнить то же задание.
3) Запоминаемость: если пользователь через какое-то время снова вернется к интерфейсу сайта, насколько легко ему будет восстановить свои навыки работы с данным интерфейсом.
4) Ошибки: сколько ошибок или неверных действий совершает пользователь на сайте, насколько серьезны эти ошибки, насколько легко пользователь может исправить их.
5) Удобство: насколько пользователю удобно и приятно пользоваться данным интерфейсом.
Кроме юзабилити существует еще множество других важных качественных признаков дизайна таких как полезность и этика. Полезность связана с функциональностью дизайна и отвечает на вопрос: является ли интерфейс таким, какой нужен пользователю. Юзабилити и полезность одинаково важны при разработке Интернет-проекта. Совершенно нет смысла в сайте, пусть даже и удобном в использовании, если он не выполняет свои основные функции и задачи. Для изучения полезности ресурса вы можете пользоваться теми же методами, что и при изучении качества юзабилити. Что касается этики, то это соблюдение определенных норм и правил. Этика в веб-дизайне в первом приближении должна сделать присутствие посетителя на сайте приятным, удобным и полезным.

А что же у нас в Украине происходит в этой сфере сайтостроения? Если говорить про такую отрасль как например внутренний туризм, доходы от которого во многих странах стоят на первом месте, то ситуация можно сказать удручающая. Очень многие виртуальные проекты, представляющие целые области или города Украины, выглядят так, будто их дизайн разрабатывали в конце 90-х годов. Более того, складывается впечатление, что сайтом занимались максимум 1-2 человека, и то очень далеких от веб-дизайна и понимания вообще, что это такое. Почти все сайты крупных областных городов разработаны энтузиастами, которые учились на них, создавая свой первый (наверняка) Интернет-ресурс. С одной стороны, надо похвалить людей, благодаря которым многие могут узнать об их городе, а с другой стороны…
Так вот, если иностранный турист, который привык к определенным правилам и этике в построении веб-ресурса, посетит такой сайт, скорее всего он там пробудет недолго. Непонятная навигация, долгая загрузка сайта, непродуманность структуры и иногда чересчур наляпистый и яркий дизайн отпугивает посетителя. Таким образом, наша страна теряет потенциальных будущих туристов, и с этим что то надо делать!
Скорее всего разработчики отечественных сайтов не видели аналогов в Польше, Испании, Италии, Франции, Швейцарии и т.д. Зарубежные сайты подобной тематики очень понятны и в основном полностью отвечают всем основным понятиям юзабилити. У их посетителя складывается отчетливое представление о стране, области или городе, которые он собирается посетить, и где оставит определенную сумму валюты.
Поэтому данным вопросом необходимо заниматься и поднимать его на государственном уровне. Необходимо выделять средства на разработку подобных проектов, проводить тендер на разработку данных сайтов среди ведущих украинских или западных студий веб дизайна. Все же эти Интернет-ресурсы - лицо нашей страны, и они должны выглядеть достойно.
В этой статье хотелось бы дать основные советы тем, кто собирается разрабатывать подобные ресурсы или например решил сделать редизайн своего нынешнего сайта. Рассмотрим ключевые моменты.

Расположение основных блоков на сайте:
- Название страны, области, города или компании, а так же логотип должны иметь хорошо читаемый и не очень большой размер. Расположение лучше всего сделать в заметной части страницы. В основном это верхний левый угол сайта.
- Если присутствует рекламный слоган, он должен обязательно отражать суть деятельности вашей структуры.
- Необходимо правильно подать информацию о вашей структуре.
- Добавьте к главной странице ссылку на раздел "О нас", в котором будут содержаться все основные сведения.
- Добавьте к главной странице ссылку на раздел "Контакты".
- Если необходимо, то адрес, телефон, факс и e-mail можно разместить прямо на главной странице.
- Если у вас есть механизм "обратной связи", объясните пользователям, кто именно потом будет читать их сообщения.
- Не размещайте на общедоступном сайте информацию, предназначенную только для сотрудников вашей структуры, так как это может вызвать неразбериху.

Основные правила подачи информации и язык на сайте:
- Выбирая язык сайта, желательно использовать несколько языков для пользователей (чем больше, тем лучше - если речь идет о сайтах для западных туристов).
- Лаконично и четко подавайте материал.
- Используйте только проверенную и обновленную информацию (это очень важно).
- Не используйте в качестве названий разделов или каких-то блоков рекламные лозунги или слишком умные фразы, что затрудняет понимание.
- Формулируя задания при поиске на сайте, используйте только повелительное наклонение ("Введите название региона, области" и т.д.)
- Прежде чем употреблять не встречавшуюся ранее в тексте аббревиатуру, ее следует расшифровать.

Ссылки на сайте:
- Названия ссылок должны отличаться друг от друга.
- Цвета просмотренных и не просмотренных ссылок должны отличаться.
- В названии ссылок не употребляйте слово "ссылка". Чтобы показать, что данное слово или фраза является ссылкой, просто подчеркните его.
- Если функция ссылки состоит в загрузке какого-то приложения, т.е. отличается от обычной, то об этом должно быть сказано, и обязательно указан объем файла (будь то фото, видео или др.).

Навигация на сайте:
- Основная панель навигации должна находиться на видном месте страницы.
- Сгруппируйте элементы области навигации.
- Пиктограммы для обозначения элементов навигации должны быть выполнены в одном стиле, и должны быть интуитивно понятны.
- Существуют различные схемы навигации, среди которых нет лидера и которые широко распространены: левая панель навигации, правая, нижняя строка навигации, вкладки. Сейчас стала распространена нижняя строка навигации, но не выработано строгого соглашения, что туда включать. На некоторых сайтах нижняя строка навигации содержит дублирование основных разделов сайта, на некоторых - специальные ссылки, примечания.
- Должна обеспечиваться полная работоспособность навигации во всех основных веб-браузерах, таких как: Internet Explorer, Opera, Mozilla.

Поиск по сайту:
- Поля ввода должны быть достаточно длинными (примерно 20-30 символов).
- Рядом с полем ввода расположите кнопку "Найти", а не "Вперед" или т.п.
- Поиск, размещенный на сайте, должен обрабатывать весь сайт.
- Не надо включать в поиск по сайту функцию поиска по всей сети.

Наполнение графическим дизайном, музыкой и видео:
- Если речь идет об информационном ресурсе (а не о промо-сайте), рекомендуется отводить под графические изображения до 20% общей площади главной страницы.
- Использование музыки при загрузке главной страницы не желательно (это отразится на быстроте загрузки ресурса), но если она есть, то должна быть предусмотрена возможность ее выключить.
- Аналогична ситуация и с анимированной заставкой к сайту: если она есть, то должна быть предусмотрена возможность ее пропустить.
- Графика должна отображать реальное содержание сайта, а не только служить его внешним украшением.
- Видеоролики могут быть как для скачивания (тогда обязательно надо указать их размер в Мб), так и для он-лайн просмотра на самом сайте (сейчас это в основном делается через конвертацию во флеш).
- Обязательно подписывайте рисунки и фотографии, если их смысл не совсем понятен из контекста статьи, к которой они прилагаются.
- Изображения должны быть оптимизированы под веб, а так же отредактированы в соответствии с размером экрана.
- Никогда не подвергайте анимации главные элементы страницы (логотип, название).

Время загрузки сайта:
- Если главная страница загружается долго, пользователи сделают логичный вывод, что и весь сайт такой же медленный и высока вероятность потерять посетителя. Рекомендуемая скорость загрузки страницы 10-20 секунд (при средней скорости соединения через телефонную линию).

Ширина и структура страницы на сайте:
- Сегодня самое распространенное разрешение монитора 1024х768 и выше.
- Крайне не желательна нижняя прокрутка.
-Желательно использовать гибкую структуру страницы, которая автоматически подстраивается под конкретный размер окна обозревателя.
- Не обязательно втискивать все содержимое станицы без возможности прокрутки.
- Фреймы использовать крайне нежелательно.

В заключение хочется заметить, что перечисленные советы и пожелания не являются единственными в своем роде. Веб-дизайн как область деятельности постоянно растет и развивается, а вместе с этим появляются все новые технологии, а так же спорные моменты и ситуации, разрешить которые поможет только время и практический опыт каждого профессионального веб-разработчика.