Звезды автогонок недовольны резким повышением цен на лицензии
Предстоящий Гран-при Великобритании, который состоится в ближайший уикенд, может войти в историю. Профсоюз пилотов "Формулы-1" грозит устроить забастовку и бойкотировать одну из сессий этапа чемпионата мира или даже саму гонку. Международная автомобильная федерация (ФИА) в несколько раз увеличила стоимость так называемой суперлицензии на право участия в гонках. Гонщики этим недовольны.
Автогонки в классе "Формула-1", пожалуй, единственный вид спорта, где участники соревнований обязаны ежегодно платить деньги за специальную лицензию. Право купить ее есть только у тех пилотов, которые либо уже выступали в Гран-при раньше, либо проехали определенное количество километров в тестах и при этом показали хорошее время. До прошлого года цена лицензии была весьма символической - 2 тыс. 600 долларов плюс еще 700 долларов за каждое набранное в предыдущем сезоне очко. Таким образом, дебютантам лицензия обходится сравнительно недорого, а вот чемпионы мира расплачиваются за свой успех по полной программе.
Но в сезоне-2008 ФИА подняла плату за право участвовать в гонках "Формулы-1" сразу в несколько раз: теперь базовая лицензия стоит 10 тыс. евро, а каждое набранное в прошлом году очко обходится пилотам еще в 2 тыс. К примеру, Кими Райкконен, который завоевал в сезоне-2007 чемпионский титул, вынужден был выложить почти четверть миллиона долларов - 230 тыс. евро. Фернандо Алонсо и Льюис Хэмилтон - по 228 тыс. Причем последний в прошлом году только дебютировал в чемпионате мира, и его зарплата была весьма скромной по меркам "Формулы-1" - 1 млн. долларов. Фактически ее третью часть он отдал ФИА.
Первым о забастовке заговорил Марк Уэббер - президент Ассоциации гонщиков Гран-при, своего рода профсоюза "Ф-1". Именно пилот команды "Ред Булл" назвал дату предполагаемой акции - дни проведения этапа чемпионата мира в Великобритании. Австралийца тут же поддержали и другие "формулические" асы - те же Алонсо, Хэмилтон, Роберт Кубица. Поляк посетовал, что ему надо заплатить за прошлый чемпионат 88 тыс. евро, а это почти 15 % его заработка.
Примечательно, что заговорили пилоты о забастовке только сейчас - в середине сезона, хотя о новых тарифах на суперлицензии было объявлено еще в конце прошлого года. Решение о повышении цен принял президент ФИА Макс Мосли, но сейчас его позиции в федерации после громкого сексуального скандала весьма шатки. Любое его действие принимается в штыки. Видимо, и гонщики, почувствовав нужный момент, захотели надавить на Мосли. Уэббер в одном из интервью даже намекнул на то, что пилоты хотели бы встретиться с президентом ФИА для того, чтобы обсудить наболевший вопрос. Чиновник, в свою очередь, разослал всем членам правления Ассоциации гонщиков письма, в которых выразил готовность к проведению переговоров, но, судя по всему, Мосли своей позиции не изменит. Главная причина тому - практически полная недееспособность профсоюза пилотов как организации.
За более чем 10 лет существования он не принял ни одного сколь-нибудь значимого решения, а его заседания - излюбленный предмет шуток паддока "Формулы-1". Гонщики еще ни разу не выработали единого мнения. К примеру, в 2001 году после терактов в США Михаэль Шумахер предложил в знак траура проехать первые три поворота очередного этапа чемпионата мира в спокойном темпе - без обгонов. Большинство пилотов немца поддержали, но "против" высказался Жак Вильнев, никогда не скрывавший личной неприязни к Шумахеру. Споры продолжались вплоть до старта, но в итоге борьба на трассе с первых метров пошла в гоночном режиме, и в первом же повороте произошла авария. В 1997 году после аварии Оливье Паниса, в которой француз сломал обе ноги, на заседании Ассоциации пилоты решили вместе навестить травмированного коллегу. В итоге в больницу приехал только Мика Сало, в профсоюзе, к слову, не состоявший.
Кстати, под угрозой срыва теперь и планирующаяся забастовка. Хэмилтон, который поначалу горячо поддержал эту идею, затем пошел на попятную. "Команда мне платит деньги за то, чтобы я водил машину, а зрители приходят на трибуны, чтобы посмотреть на красивую борьбу", - заявил британец, который, кстати, тоже не является членом профсоюза. Что теперь произойдет на Гран-при Великобритании - большой вопрос. Устраивать забастовку во время гонки смешно, ведь Хэмилтон прямо дал понять, что собирается стартовать. Возможно, к нему присоединится еще кто-то - тогда "Формуле-1" грозит повторение скандального Гран-при США 2005 года, когда из-за проблем с покрышками "Мишлен" в гонке участвовало лишь шесть машин. Возможно, акцию протеста проведут во время одной из тренировочных сессий: если на трассе появится лишь одна машина Хэмилтона - будет скандал. Но все же наиболее вероятный вариант развития событий видится мирным. На заседании профсоюза перед началом Гран-при Великобритании пилоты, скорее всего, вновь разругаются и пойдут, как говорит Льюис, "водить машины".
ОЛЕГ КАРПОВ, корреспондент газеты "Клаксон" - специально для "Новых Известий"